Узбекские обряды в честь рождения ребёнка

БешикУ узбеков также существует ряд традиционных обычаев отмечать рождение ребенка. Один из них, существующий с древних времен, называется «Суюнчи». Одна из женщин, принимавших роды, первой сообщала «суюнчи» — радостную весть о рождении ребенка отцу или другим членам семьи, за что ей полагалось сделать ценный подарок. Далее, один из молодых людей обходил всех родственников, напевая специальные песни. Так как сейчас роды принимают в роддомах, то обычай ушел в историю.

Традиционно в честь рождения сына отец сажал дерево, в честь дочери — цветы.

Были и магические дни после рождения ребенка — 3-й, 5-й, 7-й, 9-й дни. Они считались опасными. Нельзя было оставлять мать с ребенком без внимания, старались поднять настроение матери и малышу и выполняли ряд символических действий, отпугивающих злых духов.

«Исмлаш» — обряд имянаречения младенца. Огромный смысл вкладывался в имя ребенка. Во все времена было предпочтительным называть ребенка явлениями природы, вселенной и т.д.

Если у ребенка была родинка, ему давали имя Холбой, Холтой, Холбек, Нархол, Ойхол. Если ребенок рождался смуглым — Корабек, Корабой, если белым — Октой, Онбой, если ребенок недоношенный — Чалабой, если плакал ещё не родившись — Аваз.

Если рождались девочки близнецы или двойняшки, то их называли Фатима и Зухра, мальчиков — Хасан и Хусейн.

Важную роль в имянаречении ребенка играли время года, месяц, день его рождения. Часто называли детей в честь предков.

Если родители хотели передать детям определенные человеческие качества, то давали ребенку определенное имя. Чтобы ребенок был милосердным — Рахим, Рахима; сильным — Ботир, Полвон, Баходир; властелином — Амир, Сардор, Саркор; важным — Азиз Азиза; приятным — Ширин, Асаль, Чучук; красивым — Гузал, Гулчехра; счастливым — Бахтиёр, Саодат, Рохар.

Если к имени прибавить окончание «жон» («душа») — имя становится ласкательным.

Если человека надо возвеличить, достаточно к его имени добавить «бек», «хон», «бой», к женским — «бека», «бону».

Чтобы подчеркнуть женскую красоту, к имени прибавляют «гул», «нисо» («прекрасная»).

Чтобы выразить уважение к роду человека, необходимо к имени прибавить «зод».

Вот теперь можно расшифровать многие имена, потому что эта традиция сохранилась по сей день.

Также существует обряд «Бешик туй» — праздник колыбели, «Биринчи кадам» — первый шаг, «Суннат туй» — обрезание. Смысл последнего обряда двояк: с одной стороны — это символ мужества, с другой — элементарные соображения гигиены человека в жарких условиях среднеазиатского климата.

2 комментария

  1. Конечно имена Рахим и Рахмон красивые, но тут написано больше про магические составляющий момент, хотя сама традиция ИСМЛАША именаречения больше связана с Исламом и культурой. они же одно целое. Да всегда давали имена связанные с качествами или с явлениями природы, но не из-за каких-то свойств а потому, что надо давать доброе и хорошее имя, которое не противоречит трации и религии. Лучше на Илам.Глобал почитайте про именаречение и все обряды связанные с ним. Традиции Узбекистана великие и надо их беречь и хранить, а не путать с мистикой, Субханаллах все больше и больше людей к этому приходят !

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.