Узбекские обряды в честь рождения ребёнка

БешикУ узбеков также существует ряд традиционных обычаев отмечать рождение ребенка. Один из них, существующий с древних времен, называется “Суюнчи”. Одна из женщин, принимавших роды, первой сообщала “суюнчи” – радостную весть о рождении ребенка отцу или другим членам семьи, за что ей полагалось сделать ценный подарок. Далее, один из молодых людей обходил всех родственников, напевая специальные песни. Так как сейчас роды принимают в роддомах, то обычай ушел в историю.

Традиционно в честь рождения сына отец сажал дерево, в честь дочери – цветы.

Были и магические дни после рождения ребенка – 3-й, 5-й, 7-й, 9-й дни. Они считались опасными. Нельзя было оставлять мать с ребенком без внимания, старались поднять настроение матери и малышу и выполняли ряд символических действий, отпугивающих злых духов.

“Исмлаш” – обряд имянаречения младенца. Огромный смысл вкладывался в имя ребенка. Во все времена было предпочтительным называть ребенка явлениями природы, вселенной и т.д.

Если у ребенка была родинка, ему давали имя Холбой, Холтой, Холбек, Нархол, Ойхол. Если ребенок рождался смуглым – Корабек, Корабой, если белым – Октой, Онбой, если ребенок недоношенный – Чалабой, если плакал ещё не родившись – Аваз.

Если рождались девочки близнецы или двойняшки, то их называли Фатима и Зухра, мальчиков – Хасан и Хусейн.

Важную роль в имянаречении ребенка играли время года, месяц, день его рождения. Часто называли детей в честь предков.

Если родители хотели передать детям определенные человеческие качества, то давали ребенку определенное имя. Чтобы ребенок был милосердным – Рахим, Рахима; сильным – Ботир, Полвон, Баходир; властелином – Амир, Сардор, Саркор; важным – Азиз Азиза; приятным – Ширин, Асаль, Чучук; красивым – Гузал, Гулчехра; счастливым – Бахтиёр, Саодат, Рохар.

Если к имени прибавить окончание “жон” (“душа”) – имя становится ласкательным.

Если человека надо возвеличить, достаточно к его имени добавить “бек”, “хон”, “бой”, к женским – “бека”, “бону”.

Чтобы подчеркнуть женскую красоту, к имени прибавляют “гул”, “нисо” (“прекрасная”).

Чтобы выразить уважение к роду человека, необходимо к имени прибавить “зод”.

Вот теперь можно расшифровать многие имена, потому что эта традиция сохранилась по сей день.

Также существует обряд “Бешик туй” – праздник колыбели, “Биринчи кадам” – первый шаг, “Суннат туй” – обрезание. Смысл последнего обряда двояк: с одной стороны – это символ мужества, с другой – элементарные соображения гигиены человека в жарких условиях среднеазиатского климата.

2 комментария

  1. Конечно имена Рахим и Рахмон красивые, но тут написано больше про магические составляющий момент, хотя сама традиция ИСМЛАША именаречения больше связана с Исламом и культурой. они же одно целое. Да всегда давали имена связанные с качествами или с явлениями природы, но не из-за каких-то свойств а потому, что надо давать доброе и хорошее имя, которое не противоречит трации и религии. Лучше на Илам.Глобал почитайте про именаречение и все обряды связанные с ним. Традиции Узбекистана великие и надо их беречь и хранить, а не путать с мистикой, Субханаллах все больше и больше людей к этому приходят !

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.