Празднование Навруза

СумалякВ литературе празднование Навруза разделяют на несколько частей.

Первая часть предполагает подготовку к празднику. Перед Наврузом украшали дома, убирали мусор на улице. В праздничный день полагалось навестить родных и близких и сходить на кладбище. В эти дни устраивались гуляния, праздничные базары, съезжались музыканты, танцоры, борцы, устраивались скачки-улан, борьба — кураш, пели песни о весне. Молодежь в новогоднюю ночь не должна была спать, — рассказывали сказки, веселились и пели. Задолго до наступления праздника начинали готовить традиционное блюдо — сумаляк. А таджики и иранцы в дни празднования Навруза готовили семь блюд, названия которых начинались на букву «с». Кроме того, к праздничному столу полагается готовить блюда из весенних трав.

Вторая часть праздника состояла из увеселительных мероприятий. Видимо, одно из предназначений празднеств вообще в далеком прошлом и ныне — дать людям возможность бросить на время груз повседневных забот, раскрыть свои способности, дарования. Массовые гуляния проводились на лоне природы — никто не оставался в стороне, даже женщины. Украшением навруза являлись два блюда — сумаляк и халим. Над котлом с халимом всю ночь колдовали мужчины, сумаляк готовили пожилые женщины. Делали они это тоже ночью. Всё это сопровождалось песнями, рассказами разных легенд и сказаний. «Сумаляк-сайми» — один из главных обрядовых действии большого праздничного спектакля.

ЛЕГЕНДА О СУМАЛЯКЕ

Возникновение ритуала приготовления сумаляка связано с именем Зардушта (Заратустра). В связи с этим существует интересная легенда из кишлака Томрабатча Бухарской области, рассказанная его жительницей бабушкой Нурмомо.
«И пошёл темнокудрый сын Порушаспы из семьи Спитама на берег реки Оксус (Амударьи) собирать различные съедобные травы, чтобы приготовить из них весеннее кушанье — хаом (отсюда узбекское слово «таон» — пища), блюдо, которое все готовили к празднику Нового года.

Вечерело. Он, раздевшись, умыл своё тело холодной водой и, когда уже собирался вернуться к домашнему очагу, вдруг почувствовал яркий ослепительный свет, исходивший с неба прямо на него. Он зажмурил глаза и, открыв их, увидел перед собой благообразного старца в лучистом сиянии, который промолвил: «Не бойся меня, я Ормазд — бог Добра и света. Пришёл сказать, что люди стали грешными. Стыда не знают. Воруют, убивают друг друга, совершают грязные поступки. Тебя буду поддерживать на пути очищения народа твоего от скверны, научи людей поклоняться священному спасительному огню. Благословляю тебя!».

Видение исчезло, а свет теперь исходил о сына Порушаспы. Жена, встречая его, тоже удивилась и узнала его по голосу.
— Я озаренный к тебе пришёл, отныне имя моё для всех — Зардушт.

Жена взяла собранные у реки травы, потолкла вместе с проращенными злаками и положила эту массу в котел варить на медленном огне. Спустя некоторое время жена задремала, а Зардушт остался бодрствовать, следить за пламенем и помешивать варево. Но его тоже от усталости клонило ко сну. Он очнулся от шума и звуков музыки, пенья. Ему увиделась акая картина: над котлом и вокруг толпились множество невиданной красоты ангельских созданий. Он насчитал их ровно тридцать. Жена тоже проснулась и они вместе, притаившись в уголке постели, с изумлением наблюдали за происходящим. Потом ангелы исчезли. Наутро Зардушт и его жена отведали то, что было сварено в котле, никогда они не ели такого вкусного хаома. Зардушт воскликнул: «Эта еда, сваренная тридцатью ангелами, не хаом, это — сумаляк». Они решили поделиться едою с соседями, остальными людьми их племени.

С того дня, как сын Порушаспы из семьи Спитама стал Зардуштом, его волосы на голове и борода сделались другого цвета — соломенно-золотистого, он стал Озаренным, несущим Свет и Добро Очистительного огня».

Астрологией звезды и созвездия разделяются на благополучные и неблагополучные, то есть несущие с собой добро и зло. Это обстоятельство неизменно учитывалось при подготовке к Наврузу. Наиболее опасным считалось созвездие Скорпиона, влияние которого следовало избегать обязательно. Для этого необходимо было знать его расположение и стараться не сталкиваться с ним лицом к лицу, оставляя его за своей спиной. Аналогично относились и к планете Сатурн.

Весь день Навруза разделялся на часы соответствующих планет по мере их появления на небосводе. При этом любой род деятельности зависел от восхождения той или иной планеты. Например, в один из таких дней по прошествии заутренних часов Юпитера наступали часы Марса. Это время отводилось хозяйственным делам по дому, готовилась праздничная еда, в доме наносились мукой магические рисунки.

Дети в это время удалялись из дома на улицу, где мальчики играли вареными крашеными в красный цвет Куринными яйцами, а девочки качались на специально приготовленных качелях. Игра на качелях называется «аргимчок учиш», что означает «полет на качелях».

Уборка дома должна быть закончена не позднее окончания времени Марса. Мусор выносился строго в направлении к созвездию Скорпиона, по возвращении хозяйка переодевалась в чистую одежду и только после этого входила в дом.

За временем Марса следовало время Солнца. Это время уходило на обрядовое украшение дома, вкушение ритуальной пищи. Красный цвет — цвет солнца, отмечался особо. Дом украшался побегами распускающихся деревьев — ивы, айвы, граната. Такие побеги, выложенные на стол использовались и для гадания. Для традиционной трапезы заранее проращивался ячмень. В Бухаре в этот день подавались крашеные в красный цвет яйца, а также ростки ячменя. Особое место в праздничной трапезе занимали сладости, специально приготовленных к этому дню — халва, сахарные белого цвета яства и сумаляк. На столе также присутствовали фрукты и цветы. Кстати, с Наврузом многие этнологи связывают обычай «праздника красных цветов». В Бухаре до сравнительно недавнего времени таким цветком была роза. Но может возникнуть вопрос: ведь Навруз отмечается 21 марта, когда ещё ни маков, ни тем более роз нет. Но как установили ученые, в некоторых странах Навруз не всегда отмечался в начале весны, в древности его празднование приходилось и на более поздний срок, когда цветы были в изобилии.

Затем наступало время Венеры, Меркурия… Планеты отмеривали свои условия и праздник покорно следовал этому ритму, установленному Богом времени зороастрийцев Зрваном. Изобразительным символом Зрвана была змея с раскрытой пастью — «пожиратель времени». В этом состоит одна из особенностей и тайн зороастризма: в мире ничего не может произойти ранее срока, ранее «отмеренного времени». А время это отмеряет движение светил, можно даже сказать, что собственно движение небесных тел и породило время. Но так же, как и всё в мироздании когда-то остановится и время.

«Кто справедливее всех? Отмеренное время!», — говорится в одном зороастрийском сочинении. А потому проблема зла в зороастризме является относительной. Зло находится в прямой зависимости от времени, от его границ. Добро же вечно, оно безгранично.

Но Навруз ещё и прекрасный повод проявить истинно восточное гостеприимство. В дни праздника в любом доме настежь распахнуты двери, всегда ждёт гостей накрытый дастархан.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.