Создание семьи всегда отмечается как важное событие.
Свадьбы у узбеков традиционно отмечались с особой пышностью, в них принимало участие огромное количество людей.
Узбекская свадьба — значительное событие не только для жениха и невесты, но и для всех родственников, друзей и жителей кишлака. Поэтому свадьба являлась не только личным, но и общим делом.
Свадьба готовилась не спеша, с осознанием её важности для семьи и значимости для общественности. Дело начиналось с поиска невесты — «келин эгалаш«. Родители или близкие люди находили подходящую «кандидатуру» для жениха. Об этом давали знать родителям девушки, после чего в дом девушки отправляли сватов — «совчи«. При согласии родителей девушки на брак происходил обряд «преломления лепешки» (нон синдириш), после чего договор родителей считался окончательно оформленным. Здесь же договаривались о размерах калыма, о подготовке к свадьбе.
Следующий этап — помолвка в доме девушки (фотиха-туй), которую проводили лишь после уплаты калыма, преподнесения подарков родителям и родственникам невесты. Перед самой свадьбой в доме жениха собирался совет аксакалов — «маслахат оши«. Готовилось обильное угощение и во время обеда обсуждались вопросы организации свадьбы, а также выбирался «ромо» — главный распорядитель. Он должен был продумать всё до мелочей и дать поручения многочисленным исполниелям.
«Никох туй» — главная свадьба, начиналась в доме невесты и переходила в дом жениха. «Никох туй» — главный обряд в доме невесты. Жених с группой друзей и родственников приезжали сюда на церемонию. Венчание совершал мулла, который направлял доверенных людей (вакл) к невесте (она находилась в отдельной, празднично убранной комнате (ичкари) до получения согласия на брак).
После получения положительного ответа невесты мулла получал согласие жениха, после чего он читал молитву — «никох«, и брак считался заключенным.
В честь жениха давалось угощение, выступали музыканты и танцоры. На этом небольшом представлении присутствовали только мужчины.
В это время в ичкари шел обряд прощания невесты с родителями и близкими.
После этого друзья жениха грузили на арбу вещи и приданое невесты. Затем подружки, родственники и янга (специально избранная сноха) выводили невесту из её дома, провожая в дом жениха.
Встречая невесту женщины пели традиционные свадебные песни «Ёр-ёр«. До двери дома рассыпался «паяндоз» — белая дорожка, по которой невеста должна была войти в дом. Перед дверью она останавливалась и делала «остона салом» — поклон новому дому. В это время невесту осыпали (в разных местах по-разному) цветами, сладостями, деньгами, как бы желая, чтобы её жизнь была красивой и богатой.
Переступание невестой порога нового дома в разных местах оформлялось по-разному. Существовал и такой обычай: жених брал невесту на руки и вносил в дом.
Невесту заводили в приготовленную для неё комнату с большими занавесями — «чивиллик«, куда заносили все её вещи и приданое. Во дворе женщины играли на бубне, пели свадебные песни и танцевали. Вечером в этой комнате Янга невесты давала угощение жениху и его друзьям. После этого обряда Янга выпроваживала всех друзей и оставляла только жениха. Теперь жених раздавал подарки или деньги Янге и другим женщинам, чтобы его пустили в чивиллик и оставили там наедине с невестой, где была приготовлена брачная постель. Самый дорогой подарок предназначался невесте — браслет, кольца, серьги и т.д.
Последовательность проведения обычая в основном была направлена на то, чтобы облегчить невесте привыкание к новому дому. Один из последних обрядов назывался «юз очди«. На другой день после свадьбы родители жениха приходили на смотрины невесты. Она, приветствуя новых родителей, делала поклон — «келин салом«, а все, кому она кланялась, показывая лицо, скрытое под прозрачной кисеей, должны были сделать ей подарок.
В последние годы узбекские свадебные обряды претерпели ряд существенных изменений. Это прежде всего связано с изменениями социально-культурной жизни народа. Но основные свадебные обряды сохранились до наших дней.
Постепенно видоизменяется и исчезает калым — купля невесты, остались в прошлом ранние браки в несовершеннолетнем возрасте.
Современная узбекская свадьба включает три обряда.
Помолвка. Если парень и девушка любят друг друга, они, по взаимной договоренности, сообщают об этом своим родителям. В установленный день юноша отправляет в дом девушки сватов — «совги» из числа авторитетных родственников и близких. После соглашения родителей девушки традиционно соблюдается обряд «нон синдириш», а затем стороны договариваются о плане проведения свадьбы.
Торжественная регистрация брака. В установленный срок молодые в сопровождении друзей и близких ( с каждой стороны по 5-10 человек) на специально украшенных машинах подъезжают к месту регистрации брака.
После торжественного ритуала, когда жених и невеста ставят подписи в книге регистрации браков, молодые обмениваются кольцами, поздравляют друг друга. Свидетели со стороны жениха и невесты тоже ставят свои подписи в книге регистрации брака. Молодым супругам торжественно вручается свидетельство о заключении брака.
Сама свадьба. Жених и невеста приглашают родных, близких, друзей, соседей на свадебный вечер.
В настоящее время, когда процесс формирования новой узбекской свадьбы ещё идет, существует несколько её вариантов. Общественные организации прилагают большие усилия к тому, чтобы во время проведения свадьбы было меньше хлопот, материальных затрат, излишеств, добиваются того, чтобы регистрация брака и свадьба проходили в один день, в основном в субботу или воскресенье, а также чтобы жених и невеста проводили одну общую свадьбу: в доме у жениха или невесты, в ресторане, кафе и т.д.
Такие свадьбы проводятся довольно часто, но ещё нередки случаи, когда свадьба длится два дня. В первый день маленький свадебный вечер проходит в доме невесты, и он называется «киз базми». Во второй день — большой свадебный вечер проводится в доме жениха и носит различные названия: «туй базми» (свадебный пир), «муххабат кечаси» (вечер любви), «бахт кечаси» (вечер счастья).
В наше время узбекские свадьбы часто включают и традиционные и современные обряды. Как дань традиции и теперь дается плов (ош), который организуется либо утром (от 6 до 9 вечера), либо в обед (от 13 до 15ч). На него приглашаются жители махали, в том числе близкие, знакомые и дальние родственники. На свадебных ошах играет музыка, поют песни, в основном спокойные, классические. Так как приглашенных бывает очень много, ставят в ряд длинные столы и скамьи или стулья. Гости пробую традиционные угощения, пьют чай, а затем подают плов. Спиртные напитки в ошах, как и раньше не подаются.
Свадебными сезонами в Узбекистане считаются весна и конец лета, а также осень, после уборки урожая. Зимой свадьбы устраиваются редко. Место для проведения свадебного пира заранее благоустраивается и украшается, столы расставляются П-образно. С трех сторон по краю площадки вывешиваются ковры или сюзане, образуя своеобразные расписные стены. Самое почетное место во главе стола отводится жениху и невесте.
Для свадебного стола готовится разнообразное угощение, обязательными из которых являются фрукты, дыни, арбузы, виноград, сухофрукты, кишмиш, а из национальных кушаний — самса, лепешки, чай и т.д.
В процессе пира подается не менее двух-трех блюд. Обязательно шурпа, затем можно подать манты, жаркое, шашлык и т.д.
В настоящее время все больше внимания уделяется художественному оформлению, музыкально-развлекательной части свадьбы. Свадьба начинается с исполнения приветственной песни «Туйлар муборак«, во время которой под аплодисменты присутствующих жених и невеста торжественно проходят на своё почетное место. Открывает пир Раис — председатель свадьбы. Поочередно он предоставляет слово авторитетным гостям, родственникам и друзьям. Свадебный вечер завершается заключительным словом одного из уважаемых аксакалов. Затем все присутствующие провожают жениха и невесту.